Понятие ребенок с нарушением развития. Виды нарушений развития у детей

Понятие ребенок с нарушением развития. Виды нарушений развития у детей

Умственную отсталость, негативно влияющую на психическое развитие маленького человека, диагностируют как в детском, так и в подростковом возрасте, если степень поражения мозга незначительная.

В особенно тяжелых случаях поставить диагноз становится возможным уже в первые месяцы после появления ребенка на свет. Но чаще всего взрослые замечают проблему после того, как малыш попадает в детский сад или школу.

Около 85% детей с нарушением интеллекта страдают умственной отсталостью в легкой степени. Специалисты ставят диагноз только после того, как ребенок поступит в первый класс.

Обычно нарушение интеллекта у учеников младших классов проявляется невозможностью усваивать материал и отличным от сверстников поведением.

Виды умственной отсталости

Выделяют несколько видов умственной отсталости, каждый из которых имеет свои признаки и особенности поведения:

  • легкая умственная отсталость;
  • умеренная;
  • тяжелая;
  • глубокая.

Дети с умственной отсталостью в легкой степени находят контакт с одногодками, справляются со школьной программой, хотя и имеют некоторые проблемы с усваиванием информации. Вырастая, такие люди могут стать полноценным членами общества, способными занимать определенные должности и обеспечивать себя и свою семью, но это возможно только после получения необходимой им помощи.

Ребята с умеренной умственной отсталостью (а это около 10% от общего количества) должны получить необходимую помощь в раннем дошкольном возрасте. При адекватном воспитании и лечении их общее развитие будет протекать гармонично, хотя и с отставанием от здоровых детей на 3-4 года. Обычно умеренная умственная отсталость проявляется у ребят, которым поставили диагноз «синдром Дауна». В целом такие дети способны освоить основные навыки коммуникации и самообслуживания, но только если кто-то будет их постоянно контролировать и направлять. Как правило, эти дети усваивают программу первых двух классов, не более. В подростковом возрасте они сталкиваются с проблемами в общении с одногодками из-за неспособности понять и усвоить основные социальные нормы.

Дети с диагнозом «тяжелая умственная отсталость» (это не более 4% от общего количества детей с нарушением интеллекта) попадают под наблюдение медиков уже в первые недели жизни. Физическое развитие их имеет свои, несвойственные здоровым детям особенности, в некоторых случаях проявляются аномалии. Как правило, дети с таким диагнозом значительно позже сверстников начинают сидеть, стоять, ходить и говорить. Физическое развитие протекает замедленно, проявляются хронические заболевания разной степени тяжести. Только к 10-12 годам их уровень развития начнет соответствовать уровню развития малышей 2-3 лет, а к подростковому возрасту - уровню старшего дошкольника или ученика первого класса.

И последняя категория, к которой относится не более 2% детей с нарушением интеллекта, - дети, которые страдают умственной отсталостью в глубокой степени. О проблеме родителям сообщают еще в родильном доме, отмечая у новорожденного четко выраженную асимметрию лица и другие признаки отставания в развитии.

С такими детьми работать сложнее всего, так как для них проблемой будет научиться даже обслуживать себя самостоятельно и потреблять пищу.

Причины развития заболевания

Нарушение интеллекта, которое повлечет за собой замедленное развитие, связано с:

  • унаследованными заболеваниями;
  • генетикой;
  • внутриутробными нарушениями;
  • возрастом женщены, превышающим допустимые нормы (более 45 лет);
  • тяжелой беременностью;
  • травмами во время родов;
  • воспалением мозговых оболочек;
  • черепно-мозговыми травмами.

Развитие детей с нарушением интеллекта происходит по своему графику и имеет свои особенности. Обычно такие дети познают окружающий мир через прикосновения и через рот. Именно так они получают возможность узнать максимум о предметах и объектах, которые их окружают.

Если речь идет о детях с легким нарушением интеллекта, то речевые навыки у них развиваются в том же возрасте, что и у здоровых детей, - около двух лет. У некоторых из них поэтапное развитие несколько замедляется, но к более позднему возрасту они почти догоняют сверстников.

Положительное обращение с такими ребятами и признание их среди сверстников может помочь им выработать уверенность в себе и даже проявлять лидерские качества.

Сложности детей с нарушением интеллекта

Нарушение интеллекта ведет за собой определенные сложности и трудности для детей в освоении окружающего мира и развития в целом. Как правило, это:

  • несоответствующие развитию речевые навыки: дети часто пользуются жестами для того, чтобы донести до собеседника информацию, что, в свою очередь, усложняет вербальную коммуникацию;
  • неспособность заводить друзей: развитие детей не позволяет им понять сверстников, что делает для них сложным участие в играх из-за неспособности усваивать правила;
  • проблемы в освоении школьной программы.

Сложности в общении

Подавляющее большинство детей с нарушением интеллекта к трем годам страдают нарушениями речи, то есть практически не говорят, даже если речевые навыки у них относительно развиты. Таких ребят можно легко отличить по поведению: они остаются в стороне от играющих сверстников, отмалчиваются, не играют игрушками.

Очень важно начинать работать с такими малышами в раннем возрасте, развивая речевые навыки, так как именно они станут базой для дальнейшего психологического развития. Специалисты считают, что на развитие общения у детей с нарушением интеллекта в старшем дошкольном возрасте влияют:

  • незрелость возрастных форм общения на фоне общей несформированности структурных компонентов общения;
  • дефицит внимания родителей, негативно влияющий на развитие социально-коммуникативных навыков;
  • авторитарный стиль общения, что в случае с детьми с нарушением интеллекта просто непозволительно.

Осознавая некоторую неполноценность, такие ребята стараются лишний раз не говорить с окружающими. Если диалог возникает, то в большинстве случаев он сводится к нескольким коротким фразам. Это связано:

  • с быстрым прекращением потребности высказываться, что самой собой сводит беседу на нет;
  • с нехваткой у ребенка сведений, необходимых для построения правильного ответа;
  • со скудностью словарного запаса;
  • с неспособностью понять собеседника, что приводит к не всегда адекватным высказываниям в ответ на встречную реплику.

Окончательный диагноз «нарушение интеллекта» может быть поставлен только после многочисленных комплексных обследований у ряда специалистов. Это необходимо для того, чтобы исключить из группы таких детей с низким коэффициентом интеллекта, но при этом вполне способных стать полноценными членами общества.

Трудности с обучением

Дети с нарушением интеллекта не только сложно находят контакт с окружающими, в особенности со сверстниками, но у них отмечаются и определенные сложности в обучении. В зависимости от степени поражений мозга некоторые из них могут учиться в обычной средней школе, осваивая, хоть и с трудом, общеобразовательную программу. Физическое развитие таких детей не отличается от нормы, и визуально они выглядят вполне здоровыми. Другие же ребята с более тяжелыми нарушениями интеллекта могут не суметь освоить программу средней школы, поэтому обучаются в специализированных учреждениях. Малыш с легким нарушением интеллекта может учиться в обычной школе при должном участии в его школьной жизни родителей и учителей.

Если умственные способности сильно нарушены, то обучение в обычной школе может быть сопряжено с изоляцией, неуспеваемостью, разочарованием.

Детям с серьезным нарушением интеллекта правильно будет проходить курс обучения в школах, где с ними будут работать подготовленные специалисты по корректирующим методикам.

Самооценка

У детей со сбоем функционирования интеллекта отмечаются недостаточно сформированные мыслительные операции, что выливается в проявление одной существенной особенности: они не умеют адекватно оценивать себя и свои возможности. Как правило, эти дети всегда довольны тем, что они делают, и не осознают неудач.

Чтобы ускорить социализацию таких детей, с ними нужно заниматься трудотерапией. Речь идет о простых работах на даче, на ферме, в гончарной мастерской, например, или в конюшне по уходу за лошадьми. Контакт с животными, как с лошадьми, так и с домашними питомцами, положительно влияет на развитие малышей, которые начинают чувствовать свою важность и необходимость, полностью перенимая манеру поведения взрослых.

Считается, что дети с таким диагнозом быстрее социализируются, много времени проводя на даче или в деревне, где у них будут постоянные обязанности и задания, выполнять которые нужно будет под контролем взрослого. В ходе таких работ дети смогут улучшить развитие моторики, научатся выстраивать связи с окружающими, смогут развиться как личности и стать частью общества.

Можно ли вылечить нарушения интеллекта?

К сожалению, болезнь останется с ребенком на всю жизнь. Вместе с тем нужно отметить, что это стабильное состояние, которое может измениться лишь в подростковом и взрослом возрасте в зависимости от степени нарушений.

Если обеспечить детям специализированное обучение с корректирующим воспитанием, то в случаях с легкой степенью умственной отсталости они смогут достаточно уверенно себя чувствовать, влившись в социальную жизнь.

Роль игровой деятельности

Детям с нарушением интеллекта с ранних лет нужно прививать интерес к играм, пытаясь через них влиять на психическое развитие. Лучше всего это получается делать у воспитателей специализированных учреждений. Очень важно, чтобы ребенок как можно лучше овладел игрой, так как это благоприятно скажется на дальнейшем его умственном и речевом развитии.

Известно, что в дошкольном возрасте основными являются сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребята придумывают для себя роли, диалоги, используют игрушки и предметы-заместители, таким образом создавая свой мини-мир, где действуют по своим правилам.

Очень важно, что, играя в сюжетно-ролевые игры, дети копируют манеру поведения, отношения взрослых. Таким образом они знакомятся с разными видами человеческой деятельности, налаживают контакты друг с другом.

Чтобы дети с задержками в интеллектуальном развитии смогли играть в такие игры, необходимо их подготовить. Этим и занимаются родители и педагоги в специализированных учреждениях. Со временем в жизнь ребенка можно будет ввести подвижные и дидактические игры.

Дети с дефектами в развитии - дети, у которых в силу физических или психических недостатков имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира.

В основе отклонений в развитии ребенка лежат, в одних случаях, органические или грубые функциональные нарушения центральной нервной системы, в других периферические поражения отдельного или нескольких анализаторов: значимыми являются так же резко неблагоприятные условия жизни ребенка в раннем периоде.

Обычно выделяют 10 категорий детей с дефектами в развитии. К их числу относятся дети с нарушениями одного из анализаторов: с полной (тотальной) или частичной (порциальной) потерей слуха или зрения, не слышащие (глухие), слабослышащие, незрячие (слепые), слабовидящие, со специфическими речевыми отклонениями (алалия, общее недоразвитие речи, заикание), с нарушениями опорно-двигательного аппарата (церебральный паралич, последствия травм позвоночника или перенесенного полиомиелита), с умственной отсталостью и с различной степени развития (разные формы психического недоразвития с преимущественной несформированностью интеллектуальной деятельности), со сложными нарушениями (незрячие умственно отсталые, слепоглухие, слепоглухие с умственной отсталостью, слепые с нарушениями речи), аутичные (активно избегающие общения с окружающими людьми).

Преобладающие большинство детей с дефектами в развитии, относится к числу умственно отсталых и имеющих задержку психического развития. Дети с полной потеряй слуха или зрения, а так же с грубо выраженными сложными нарушениями и аутизмом встречаются относительно редко.

Резко отличаясь друг от друга в самых различных отношениях, дети с отклонениями в развитии имеют ряд общих черт, которые позволяют объединить их в особую категорию детей. Эти черты с различной отчетливостью обнаруживаются у тех или иных групп детей, однако они прослеживаются у всех них.

У всех детей с дефектами в развитии наблюдаются:

а) ряд достаточно резко выраженных специфических для каждой группы особенностей, не свойственных нормально развивающимся детям, т.е. нарушения системы психической деятельности.

Например, грубое нарушение пространственной ориентировки и координации движений у незрячих (слепых) детей, ущербность моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата да и многое другое, препятствует успешной адаптации детей в окружающий их социальной сфере.

б) своеобразие и трудности в овладении родной речью, которые особенно очевидны у детей со сниженным слухом и специфическими речевыми нарушениями;

в) отклонения в проеме, переработке и использовании информации, поступающей из окружающей среды. Так умственно отсталые дети, рассматривая предмет, выделяют у него лишь немногие части и свойства и далеко не всегда осмысливают их значение .

Известно, что почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может провести к отключениям в психомоторном развитии.

Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т.е. от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребёнок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слух, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте. Сложные эффект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности воспитания и обучения ребёнка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением зрения и слуха, или слуха и моторики и т.п.

При осложненном дефекте возможно выделение ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств. Например, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблюдаться нерезко выраженные дефекты зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства. Как ведущий, так и осложняющий дефект могут иметь характер как повреждения, так и недоразвития. Нередко наблюдается их сочетание.

Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых больших, а отрицательно сказывается на всем процесс созревания центральной нервной системы.

Описанные выше нарушения развития являются первичными. Однако наряду с первичными часто имеют место так называемые вторичные нарушения, структура которых зависит от характера ведущего дефекта. Так отставание психического развития у детей с общим системным недоразвитием речи прежде всего будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом - в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности.

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребёнок испытывает затруднения при соотнесение слова с обозначаемым предметом, он может повторить многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивнее развиваются в раннем дошкольном возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

Под причиной отключения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций.

Выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития:

1) эндогенные (генетические) причины.

К ним относятся различные наследственные заболевания (например, аплазия - недоразвитие внутреннего уха, которое приводит к глухоте; микрофтальм - грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз, что приводит к нарушению остроты зрения; синопатия - нарушение обмена веществ в мышечной ткани, характеризуется мышечной слабостью и т.п.); заболевания, связанные с изменением в численности или структуре хромосом, - увеличение хромосомного набора в несколько раз; трисомия - увеличение хромосом в одной паре; моносомия - уменьшение хромосом в паре на одну; нумсамия - отсутствие какой-либо пары хромосом; дубликация - удвоение отдельных участков хромосомы; делеция - утрата части материала хромосомы; инверсия - уменьшение расположения участков хромосомы; транслокация - перенос участка или всей хромосомы на другую, не гомологичную ей хромосому от другой пары);

2) экзогенные (факторы среды) причины вызывают отклонения в развитии, которые могут влиять на различные переходы онтогенеза:

В пренатальный (внутриутробный) период (хронические заболевания родителей, особенно матери; недостаток питания матери во время беременности, особенно недостаток белков, микроэлементов, витаминов; резус-конфликт; травмы, влияние лучевой энергии и т.п.);

В натальный (родовой) период (родовые травмы; инфицирование плода; асфиксия - удушье плода);

В постнатальный период (после рождения) причинами могут быть остаточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы (черепно-мозговые; травмы анализаторов, конечностей и т.п.);

Несоблюдение санитарно-гигиенических норм (например, несоблюдение гигиены зрения может привести к близорукости); интоксикации (алкогольные, наркотические, никотиновые и т.п.).

Причинами отклонений в развитии могут быть неблагоприятные условия социальной среды, которые оказывают травмирующее влияние на психическое развитие ребенка, особенности его поведения.

Одна и та же причина способна приводить к разным вариантам нарушений в развитии. Вместе с тем, разные патогенные факторы могут стать причиной одного и того же нарушения. Это означает, что связь между патогенным фактором (причиной) и нарушением в развитии (следствием) носит не прямой, а опосредованный характер. Чем может быть опосредована эта связь? В первую очередь - фактором локализации патогенного воздействия, т.е. тем, какие структуры организма и, прежде всего, центральной нервной системы, оказались наиболее подвержены вредоносному воздействию. Другие факторы - сила воздействия, повторяемость и длительность действия патогенного фактора .

Психика человека формируется и функционирует как единая, очень сложная система, в которой все составляющие ее звенья теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом. Например, при отсутствии речи все развитие ребенка приобретает резко измененный характер, что в свою очередь сказывается на процессе формирования его личности.

Правильная речь имеет огромное значение для полноценного и гармоничного развития человека. Известно, что многие расстройства речи обуславливаются неблагоприятными анатомо-физиологическими особенностями организма человека. Это могут быть органические и функциональные поражения коры и подкорки головного мозга, проводящих путей, неправильное строение периферической части речевого аппарата.

Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего речевого недостатка, неудачные попытки замаскировать или самостоятельно преодолеть его обычно вызывает различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, страх речи, постоянные переживания от непонимания этого недостатка окружающими и т.д. Недостатки звукопроизношения или лексики, грамматического оформления фраз и мелодики и выразительности, темпа, ритма, плавности речи, способности передать свою мысль, желание - все это вместе или в отдельности способно вызвать у ребенка замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности, своеобразные маскирующие речевые уловки. Речевые расстройства у детей часто сопровождаются нарушением общей моторики: у них наблюдаются дискоординированные движения, их замедленность или, наоборот, расторможенность, неточность. Тяжелые нарушения речи тесно связаны с интеллектуальным развитием ребенка и с полноценным формированием его личности. Речевые нарушения, как правило, задерживают общее развитие ребенка, так как правильная речь способствует развитию нашего мышления. Дети с нарушениями речи неконтактны, у них трудности с обучением, в обществе своих сверстников они теряются, результатом чего является их раздражительность и агрессивность. У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности. Причем интеллектуальное отставание имеет у этих детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов. Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения и распределения. У этой категории детей с отклонениями в развитии наблюдается сужения объема памяти, быстрое забывание материала, особенно вербального, снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а наглядном виде. Кроме того, большинство детей с нарушениями речи имеет двигательные расстройства, проявляющиеся в более поздних по сравнению с нормально развивающимися детьми сроках формирования двигательных функций. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Значение зрения в развитии ребенка уникально. Нарушения его вызывают у ребенка затруднений в познании окружающей среды и действительности, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности, сужая социальные контакты. Нарушения формирования жизнедеятельности более выражены при раннем поражении зрительного анализатора: при заболеваниях с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений вообще. Недоразвитие пространственной ориентации обуславливает нарушение психосоматического развития, затрудняет общение. Дети часто закомплексованы. У слабовидящих детей ограничены движения, замедленны процессы запоминания, затруднены мыслительные операции. Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты, что объясняется неудачами и трудностями в учебе, общении со сверстниками.

Незрячие дети не имеют образцов для подражания социальному поведению: как следует передвигаться, сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами и т.п. Незрячие испытывают трудности в восприятии и наблюдении предметов и явлений действительности. Многие признаки предметов и явлений визуального характера (цвет, свет, величина, форма и др.) не воспринимаются незрячими детьми непосредственно. Большие сложности возникают у них в оценке пространственных признаков: расстояния, положения, направления и т.п. Это резко обедняет их чувственный опыт, затрудняет ориентировку в пространстве, особенно при передвижении; нарушается гармоничность развития их сенсорных и интеллектуальных функций, что, несомненно, влияет на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. У незрячих детей накапливается определенный запас словесных, формально правильных знаний, ненаполненных конкретным предметным содержанием. Нередко у них наблюдается так называемый вербализм - недостаточное понимание слов, имеющих конкретное значение. Имеют место также существенные изменения в развитии двигательной функции и в ориентировке в пространстве, что проявляется в снижении быстроты, координации, точности, темпа, соразмерности движений. Детей затрудняет овладение такими движениями как ходьба, бег. Они испытывают трудности при выполнении физкультурных упражнений. Ограничивается приобретение социального опыта, навыков самообслуживания и бытового труда. В отличие от незрячих детей от рождения, ослепшие дети располагают некоторым количеством более или менее сохранных зрительных представлений, сформированных у них до потери зрения. Это имеет огромное значение для последующего воссоздания представлений о предметах и явлениях, основывающихся на восприятии их с помощью осязания или на базе словесных описаний.

Слабовидящие дети имеют некоторую возможность при знакомстве с предметами и явлениями, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Но их зрительное восприятие сохранно лишь частично, и поэтому является не вполне полноценным. Оно отличается большой замедленностью, узостью обзора, снижением точности.

При резко выраженной близорукости или дальнозоркости слабовидящий не может заметить некоторых внешне слабовыраженных признаков, важных для характеристики предмета. У них нередко наблюдаются трудности в пространственной ориентировке. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения при отсутствии мероприятий по его охране и развитию. Зрительное утомление также вызывает снижение умственной и физической работоспособности.

Слух - это способность организма воспринимать и различать слуховые сигналы (колебания) посредством слухового анализатора.

Сохранность слуха очень важна для развития ребенка, поскольку огромное количество информации об окружающем мире он получает через слуховой анализатор. Особенно значимо то, что формирование речи ребенка непосредственно опирается на его слуховое восприятие.

Резкое нарушение слуха приносит огромный ущерб общему психическому развитию в первую очередь потому, что создает препятствие для самостоятельного овладения речью.

Особенности поведения детей с нарушением слуха связаны с причиной, вызвавшей дефект слуха. У детей с ранним органическим повреждением головного мозга нарушение слуха обычно сочетается с повышенной психической истощаемостью, раздражительностью. В раннем возрасте появляется двигательная расторможенность, нарушение внимания, что затрудняет проведение специфических сурдологических работ. Особенно резко выражены нарушения поведения у оглохших детей. В первое время после потери слуха поведение резко меняется. Одни дети становятся двигательно расторможенными, импульсивными, временами агрессивными. Другие - уходят в себя, отказываются от общения и занятий. Среди детей с нарушениями слуха есть замкнутые, «странные» дети, которые с большим трудом вступают в контакт с окружающими, отказываются от общения со сверстниками, проявляют склонность к стереотипным действиям, пребывая в своем собственном мире. Такое поведение объясняется тем, что нарушение взаимодействия детей с внешним миром приводит к патологической направленности на свой внутренний мир.

Самую многочисленную группу детей с отклонениями в развитии составляют умственно отсталые дети, у которых имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга, проявляющееся в недоразвитии всей познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы ребенка. Умственно-отсталые - это весьма полиморфная группа, в которой преобладающее большинство составляю дети - олигофрены (от греческого oligos - малоумный). Олигофрения - это не болезнь, но такое состояние ребенка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако, это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные и качественные изменения всей психической деятельности ребенка. Олигофрены растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребенка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. Большинство умственно отсталых детей в раннем возрасте имеет недоразвитие моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук у них неловкие, недостаточно согласованные, часто ведущая рука не выделяется. Многие дети не могут действовать двумя руками сразу. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок промахивается при попытке взять предмет, т.к. неверно определяет направление, не может проследить зрительно за движениями руки. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности. Сенсорное развитие у этой категории детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. Сложным для них является восприятие картин. У детей - олигофренов отмечается грубая неполноценность представлений, что несомненной отрицательно сказывается на развитии их речи. Зачастую имеющиеся у них зрительные образы не соотносятся со словесными обозначениями. Слово, наполненное односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и по отношению к определенным предметам. У этих детей недостаточно сформирована регулятивная функция речи. Они неточно воспринимают указания взрослого и далеко не всегда действуют в соответствии с этими указаниями даже в тех случаях, когда хорошо их помнят. Большие трудности у умственно-отсталого ребенка возникают при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, т.е. действовать в уме, оперируя образами представлений. Их память характеризуется малым объемом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно-отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, т.е. запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется значительно позже.

У умственно отсталых детей отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Вместе с тем некоторые дети могут проявить настойчивость и целеустремленность, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться нужного результата. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Самооценка и уровень притязаний олигофренов чаще всего неадекватны. Дети склонны переоценивать свои возможности.

Многие из указанных черт отмечаются и у других категорий детей с отклонениями в развитии. Так, например, недоразвитие речи обнаруживается у детей с задержкой психического развития, со специфическими речевыми дефектами, у слабослышащих, у педагогически запущенных, у детей из малокультурных двуязычных семей и др. Недостаточная контактность ярко выражена у аутичных детей, у тех, у кого снижено слуховое восприятие и др. Так что только наличие у ребенка комплекса своеобразных отклонений дает право поставить вопрос о наличии у него умственной отсталости

Свыше половины легких отклонений в умственном развитии квалифицируется педагогами и психологами как «задержка психического развития» (ЗПР) у детей.

Одной из характерных особенностей ЗПР является неравномерность формирования разных сторон психической деятельности ребенка. Установлено, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности. Причем у некоторых детей максимальное напряжение внимания наблюдается в начале какой-либо деятельности, а потом оно неуклонно снижается. У других - сосредоточение внимания отмечается лишь после того, как они выполнили некоторую часть задания. Также встречаются дети с ЗПР, которым свойственна нестойкость, периодичность в сосредоточении внимания. Для этой категории детей характерно снижение долговременной и кратковременной памяти, произвольного и непроизвольного запоминания, низкая продуктивность и недостаточная устойчивость запоминания; слабое развитие опосредованного запоминания, снижение при его осуществлении интеллектуальной активности. Детям с ЗПР необходимо больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам, для приема и переработки сенсорной информации. Большие затруднений возникают у них при выполнении заданий, требующих словесно-логического мышления. Как правило, словесно-сформулированные задачи, относящиеся к ситуациям, близким детям с ЗПР, решаются ими на достаточно высоком уровне. Простые же задачи, основанные даже на наглядном материале, но отсутствующем в жизненном опыте ребенка, вызывают большие трудности.

Речь детей с ЗПР также имеет ряд особенностей. Так, их словарь, в частности активный, значительно сужен, понятия недостаточно точны. Ряд грамматических категорий в их речи вообще отсутствует.

В целом, ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических формах, каждой из них присущи вои особенности. ЗПР конституционального происхождения - так называемый гармонический инфантилизм (несложенный психический и психофизический инфантилизм). При данной форме отмечается такая структура личности, при которой эмоционально-волевая сфера находится как бы на ранней ступени развития. Преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, незрелость личности в целом, легкая внушаемость, непроизвольность всех психических функций.

ЗПР соматогенного происхождения. Так же, как и при психофизическом инфантилизме, наблюдается эмоциональная незрелость, причиной которой чаще всего являются длительные хронические заболевания различного происхождения, которые в значительной степени тормозят развитие активных форм деятельности и способствуют формированию таких личностных особенностей, как боязливость, робость, неуверенность в своих силах. Постоянная астения, наблюдаемая у детей в связи с длительными соматическими недугами, в значительной степени негативно отражается на умственной работоспособности. У них наблюдается неустойчивость внимания, снижение объема памяти, нарушение динамики мыслительной деятельности.

ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания ребенка. Ранняя психическая и социальная депривация способствует снижению волевых компонентов личности и развитию импульсивности. У многих детей наблюдается выраженное снижение познавательной активности, что негативно отражается на интеллектуальной продуктивности.

ЗПР церебрально-органического генеза наиболее часто встречается в детском возрасте и отличается большей выраженностью нарушений высших корковых функций в сравнении с другими формами ЗПР. Причина данной формы ЗПР - органическое поражение центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Интеллектуальная недостаточность обусловлена нарушениями интеллектуальной деятельности и предпосылок интеллекта. Дети характеризуются стойкостью и выраженностью нарушений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. Поражение нервной системы влияет на весь ход психического развития ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП). Нарушения функций органов речи, зрения, слуха связано с ранним поражением головного мозга, которое также обуславливает нарушения высшей нервной деятельности. Двигательные нарушения, обусловленные поражением периферической нервной системы, ограничивают предметно-практическую деятельность и затрудняют развитие самостоятельного передвижения, ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружающих. Это формирует у ребенка пассивность, безынициативность, нарушает развитие мотивационной и эмоционально-волевой сфер.

Большинство детей с ДЦП повышенно утомляемы. У некоторых на фоне утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает жестикулировать, гримасничать, суетиться, у него усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. Многие дети с церебральным параличом склонны испытывать всевозможные страхи, которые могут возникать при тактильных раздражениях, при изменении положения тела и особенно при изменении положения тела и особенно при изменении окружающей обстановки. У некоторых детей отмечается боязнь высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов. В момент испытания или страха резко меняется общее состояние ребенка - учащается пульс, нарушается ритм дыхания, повышается мышечный тонус, появляется потливость, усиливаются насильственные движения, повышается температура тела, появляется бледность кожных покровов. У многих детей наблюдается стойкое нарушение сна: изменяется ритм, сон поверхностен, ребенок с трудом засыпает, появляются ночные страхи. У некоторых склонность к упрямству, быстрой смене впечатлений. Дети болезненно реагируют на повышение голоса, тона говорящего, на настроение окружающих. У большинства детей с ДСП отмечается сниженная работоспособность, быстрая истощаемость всех психических процессов, трудности в сосредоточении и переключении внимания, малый объем памяти.

Выводы по первой главе

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен обладать выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму нужны не всезнайки, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Для обозначения этих качеств употребляется понятие компетентность - интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

Социализация - это процесс освоения человеком существующих в данной культуре и обществе заданных норм поведения и способов деятельности.

Социальная компетентность определяется как умение полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде.

Для детей с дефектами в развитии, т.е. детей, у которых в силу физических или психических недостатков имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира, особенно важно обладать социальной компетентность, т.е. полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде.

Полноценная жизнедеятельность, необходимая детям с дефектами в развитии, означает систему способов деятельности во всех ее видах и формах, соотнесенная с условиями, в которых объект развивается, существует и с которыми он взаимодействует.

Задача1 .

Наташа С, 3 года, обследуется в условиях психиатрического стационара с целью установления места дальнейшего пребывания.

Из истории болезни видно, что мать оставила ребенка в родильном доме, отец неизвестен. В течение первого года жизни Наташа страдала рахитом, отставала в росте и весе. Перенесла корь, ветряную оспу, два раза пневмонию. При терапевтическом обследовании обнаружены отставание в росте и весе, дисбактериоз. В настоящее время девочка должна быть переведена из Дома ребенка в Детский дом. Она ходит, самостоятельно ест, использует фразы из двух-трех слов.

При клиническом обследовании Наташа доступна контакту, выполняет простые инструкции, по просьбе может взять и положить различные игрушки. Знает название частей тела, может их показать. Речь развита слабо, но при оказании помощи возможно повторение фразы из 3-4 слов.

Составление рассказа по картинкам недоступно, пересказ текста тоже. Рисунок на уровне каракуль. Эмоциональные реакции живые, адекватные, зависят от поощрения. Выражена истощаемость, неустойчивость внимания. При проведении обучающего эксперимента возможно усвоение и перенесение способов действия.

1.Какое нарушение развития можно предположить?

В соответствии с таблицей развития (см. приложение) у девочки можно предположить отставание вследствие перенесенных в раннем возрасте заболеваний и недостаточного внимания на ранних стадиях ее развития.

Но это отставание легко преодолимо при должном уровне организации воспитательного процесса.

2. В каком типе дошкольного учреждения надо находиться девочке?

Девочку можно поместить в обычный детский сад, но уделить ей повышенное внимание и проводить с ней индивидуальные занятия

Задача2.

Костя Б., 7 лет, находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держал в 4 мес, сидеть научился к 9 мес, ходить - в 1 год и 5 мес. Отдельные слова появились к 2 годам, фразовая речь -к 4 годам. В детском саду программу не усваивал. К настоящему времени ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифры от 1 до 10.

На приеме ребенок с трудом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.

Работоспособность равномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Механическое запоминание успешно: 5, 7, 7, 10; опосредованное ассоциативное запоминание значительно хуже. Доступны простые обобщения: «еда», «посуда», более сложные - невозможны. Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей, своего домашнего адреса.

Конструктивный праксис недоступен, рисунок человека на уровне «голова- нога». Счет недоступен.

Установление связи и последовательности событий в серии из 2 картин - с помощью. Реакция на оказание помощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценка не сформирована.

1.Какой тип нарушенного психического развития отмечается в данном случае?

В данном случае это олигофрения, поскольку превалируют явления общего необратимого недоразвития церебральных структур с преимущественным нарушением онтогенеза наиболее сложных и поздно формирующихся корковых систем, в первую очередь лобной коры.

Как известно, основу дефекта составляют два фактора: тотальность и иерархичность недоразвития мозга и организма в целом.

Тотальность проявляется, прежде всего, в органическом недоразвитии всех нервно-психических функций, начиная с низших (моторика, элементарные эмоции) и кончая высшими, специфически человеческими, обеспечивающими познавательные процессы. Всё это присутствует в данном случае.

Налицо слабость логического мышления, замедленность темпа психических процессов, их подвижности, переключаемости, недостаточность восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, несформированность эмоциональной сферы и личности в целом – всё это характеризуют олигофренический тип нарушения психического развития.

В пользу данного типа говорят следующие факты

1. Понимание переносного смысла совсем или почти недоступно.

2. Предметно-практическое мышление носит ограниченный характер.

3. Речь недоразвита и недостаточна

4. Страдает понимание смысла слов. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, не усваиваются или усваиваются с трудом.

5. Запас слов, особенно активный словарь, ограничен.

6. Общая косность психики, слабая психическая активность, недостаточность интереса к окружающему, отсутствие инициативы, самостоятельности.

Иерархичность выражается в том, что при отсутствии осложненности олигофрении недостаточность восприятия, памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики при прочих равных условиях всегда выражена меньше, чем недоразвитие мышления.

2.Возможно ли обучение в обычной школе?

Нет, обучение необходимо в специализированной школе- интернате

3.К какому специалисту следует направить ребенка?

Ребёнка следует направить к психотерапевту.

Задача №3

Таня В., 7 лет. Обратилась мама с девочкой с целью определения школьной готовности. Со слов мамы известно, что девочка родилась в срок, в течение первого года жизни развивалась успешно, своевременно научилась сидеть и ходить. Отдельные слова появились в 1год и 3 мес, фразовая речь - к 3 годам. На помещение в детский сад была сильная стрессовая реакция, девочка. Плакала, не спала, ни с кем не общалась. В связи с этим через 2 недели была забрана из садика, и до 7 лет воспитывалась дома.

При обследовании девочка с трудом привлекается к выполнению заданий, ходит по кабинету, играет игрушками.

Объем и переключаемость внимания норме, произвольная концентрация затруднена.

Выполнение заданий на определение способности к механическому запоминанию показало такие результаты: 2, 4, 4, 6; при запоминании фраз - 9 слов с первого предъявления. Интеллект - в границах возрастной нормы, но испытуемая не может самостоятельно заметить ошибки в выполнении заданий. Отмечается несформированность понятия числа, затруднение фонематического анализа и синтеза. Задания воспринимаются при предъявлении их в игровой форме: опенка собственной деятельности ее не интересует. Эмоции живые, лабильные, самооценка завышена, слабо дифференцирована.

Какой тип нарушения психического развития у Тани?

В данном случае мы имеем дело с соматопатией (или невропатия)

Невропатия - синдром повышенной возбудимости нервной системы и незрелости вегетативной регуляции.

В настоящее время невропатия рассматривается как группа синдромов разного генеза, главными признаками которых являются незрелость вегетативной регуляции, повышенная возбудимость и повышенная истощаемость (тормозимость) нервной системы. Клинически невропатия наиболее выражена в раннем детском возрасте.

Невропатия, являясь синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и незрелости вегетативной регуляции, может быть вызвана эндогенными, экзогенно-органическими и психосоциальными факторами или сочетанием их.

Консультация каких специалистов желательна?

Психолог, психиатр

Задача 4

Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициативе

Классногoруководителя. Со слов учителя известно, что ребенок учится крайне неравномерно, не усваиваетпрограмму 5-го класса, прогуливает, на уроке отплекается, мешает другим заниматься. Часто приносит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка в течение первых двух лет жизни было сотрясение мозга и он перенес тяжелую форму кори.

При обследовании испытуемого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Отмечается истощаемость по гииерстеническому типу.

Механическое запоминание затруднено: 3, 4, 3, 6; ассоциативное – несколько

лучше. При обследовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: выполнение вербальных тестов на уровне нижней границы нормы, невербальных - успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точной координации движений. Фон настроения неустойчивый, выражена двигательная расторможеиность. Оказание помощи и поощрение улучшает результаты. Самооценка низкая, выраженная уверенность в негативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы развиты слабо. Отмечается тревожность.

Какой тип нарушений психического развития отмечается?

Психический инфантилизм - незрелость личности с преимущественным отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детей психический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих более младшему возрасту.

В отличие от умственно отсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровень абстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь в мыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности.

Достаточно сложно отграничить органический инфантилизм от осложненных форм умственной отсталости. Главным критерием следует считать преобладание нарушений предпосылок интеллектуальной деятельности, тогда как возможности самой интеллектуальной деятельности нарушены значительно меньше.

Проявление выраженной личностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию к редуцированию или становится частью синдромов преимущественно пограничной психопатологии.

Нарушения и их причины по алфавиту:

нарушение развития у детей -

Нарушение развития у детей это любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологически необходимых психических функций, например, развития речи.

Чаще такое нарушение развития встречается у мальчиков, чем у девочек, однако со временем оно постепенно проходит.

Нарушения развития делятся на всеобъемлющие (pervasive), при которых ребенок отстает в развитии по многим показателям (например, при аутизме), и специфические (specific), при которых отставание наблюдается по какому-либо одному показателю (как, например, при дислексии).

В первый год жизни начинается активное формирование двигательных навыков, эмоций, интеллекта, речи и личности. Это период самого бурного развития всех функций организма, что обусловлено ростом и невероятной пластичностью детского мозга.

Психическое развитие малыша строится на базе сенсорного развития - через органы чувств (зрение, слух, тактильное восприятие).

При каких заболеваниях возникает нарушение развития у детей:

К детям, имеющим потенциальный или реальный риск отставания развития, обычно относят следующие группы:

1. Дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии. Это нарушения:

Снижение слуха;
- Слепота, слабовидение;
- Церебральные и спинальные параличи любой этиологии;
- Генетические синдромы и хромосомные аберрации (с-м Дауна, с-м Ушера, с-м Клиппеля-Фейля, с-м Прадер-Вилли и т. д.);
- Наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы (туберозный склероз, спинальные и невральные амиотрофии и т.п.);
- Врожденные аномалии развития:
- Аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-мозговые грыжи, с-м Денди-Уокера и т.п.);
- Аномалии развития других органов и систем (расщелины неба, грубые деформации конечностей и т.п.).
- Тяжелые органические поражения ЦНС (любой этиологии) атрофии мозга, гидроцефалия и т.п..
- Злокачественные формы эпилепсии (с-м Веста и т. п.);
- Серьезные трудности в контакте с окружающими, подозрение на ранний детский аутизм.

2. Дети биологической группы риска:
- Недоношенные и маловесные дети, рожденные с массой тела менее 1500 грамм;
- Дети, рожденные на сроке гестации меньше 33 недель;
- Дети, перенесшие асфиксию в родах;
- Дети, находившиеся в отделениях интенсивной терапии.

3. Дети социальной группы риска;
- Дети родителей, имеющих психические заболевания;
- Дети, подвергающиеся насилию;
- Серьезные изменения в поведении у ребенка в результате пережитого стресса;
- Дети родителей, страдающих алкоголизмом, наркоманией;
- Дети малолетних родителей (матерей в возрасте до 17 лет);
- Дети беженцев;
- Другие категории семей группы социального риска.

К каким врачам обращаться, если возникает нарушение развития у детей:

Вы заметили нарушение развития у детей? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Euro lab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом . Клиника Euro lab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны . Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее .

(+38 044) 206-20-00


Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас нарушилось развитие у ребенка? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни . Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача , чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации , возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой . Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на . Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro lab , чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.

Если Вас интересуют еще какие-нибудь симптомы болезней и виды нарушений или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам , мы обязательно постараемся Вам помочь.

Наталья Павлова
Психологические особенности детей с нарушениями развития

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Дети с нарушением зрения

Внимание Замедленность процесса восприятия проявляется в замедленности темпа переключения внимания, в неполноте и фрагментарности образов. Снижение объема и устойчивости внимания. Требуется большая самостоятельность и активность, поэтому важны качества произвольность организации и устойчивость, и интеллектуальность деятельности, широта объема внимания, умение его распределять и переключать.

Ощущение и восприятие Сенсорная система – система органов чувств или анализаторов, позволяющие человеку осуществлять чувствительное познание, получать информацию об окр. мире. Зрение, слух, обоняние являются средствами чувственного познания мира, порождая ощущение, восприятие и представление. Развитой фонематический слух является предпосылкой для успешного овладения грамотой. Использование слепыми слуха как единственного дистантного анализатора окружающего символизирует о пространстве объектов и их взаимодействии, вырабатывает тонкую диффернцировку звуковых качеств. Тактильные образы возникают в результате соприкосновения объектов с кожными покровами дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло и холод. Все это лежит в основе кожно-механического анализатора. Дети 1-го класса не достаточно владеют схемой тела, не имеют достаточно четкого словаря, отражающего направление движений. Дети овладевают топографическими представлениями, пространственными схемами. Учатся на практике умению пользоваться приемами ходьбы с белой тростью короткой и длиной, используя слуховой, обонятельный, осязательный анализаторы, вибрационную чувствительность, остаточное зрение.

Память Неполноценное развитие познавательной деятельности отражается на функционировании мнемических процессов (процессы памяти). На ряду с более длительным временем опознания зрительных стимулов у частично видящих наблюдается снижение объема оперативной и кратковременной памяти. Трудности классификации, сравнения, анализа и синтеза связаны с нечетко воспринимаемыми качествами объекта и приводит к недостаточности логической памяти. Совершенствование мнемических процессов состоит из многочисленных повторений и тренировок логической обработки материала, уточнении образов, показе значимости усваиваемой информации. Важна организация материала для запоминания, его характер, учитывающий особенности восприятия.

Мышление Сравнение, классификация и обобщение формируется в более поздние сроки и с большими трудностями.

Речь и общение Опора на активное речевое общение – это обходной путь, обуславливающий продвижение слепого ребенка в психическом развитии, формирование предметных действий. Трудности:

Непонимание смысловой стороны слова, которое не соотносится с чувственным образом предмета (ЭХОЛОЛИИ – не понимает, что говорит, просто повторяет)

Отсутствие развернутых высказываний из-за недостатка зрительных впечатлений

Речь слепого выполняет компенсирующую функцию, включаясь в чувственное опосредование познание окружающего.

Эмоционально-волевая сфера Особое место в возникновении тяжелых эмоциональных состояний занимает понимание своего отличия от нормально видящих сверстников в возрасте 4-5 лет, переживания дефекта в подростковом возрасте, осознание ограничений в выборе профессии, партнера для семейной жизни – в юношеском возрасте. Глубокое стрессовое состояние возникает при приобретенной слепоте у взрослых. Для них характерны сниженная самооценка, низкий уровень притязаний и выраженный депрессивные компоненты поведения.

Особенности деятельности В возрасте до 3 лет наблюдается психическое отставание из-за вторичных нарушений, проявляющиеся в не точном представлении об окружающем мире, недоразвитие предметной деятельности. Замедленно развиваются в практическом общении. Дефекты ориентирования и мобильности в пространстве, в общем развитии моторики. В тифлопсихологии существует 2 взгляда на развитие воли:

1. слепота оказывает отрицательное влияние на развитие волевых качеств

2. преодоление трудностей формирует сильную, крепкую волю.

Дети с нарушениями интеллекта

Внимание: недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственна слабость произвольного внимания, необходимого для выполнения различных игровых и бытовых заданий. Неспособны распределять внимание между объектами. Повышенная отвлекаемость. Слабая концентрация внимания.

Ощущение и восприятие: замедленность, узость зрительного восприятия, неточное распознавание по спектру цветов, нарушение пространственной ориентировки.

Память: пользуется непроизвольным запоминанием. Запоминают то, что привлекает внимание, интересно. В текстах выделяют эмоциональные фрагменты. Для запоминания важно устанавливать связи между новым и известным материалом, соотносить слова с картинками. Облегчает запоминание наличие ритма и рифмы, одновременно осуществляемое зрительное и слуховое восприятие при чтении вслух. Не в состоянии запомнить названия реальных или изображенных на картинках предметах, коротких стихотворений.

Речь: часты дефекты строения органов речи. Дефектное позднее развитие фонематического слуха. Ограниченность словарного запаса заученными и стандартными высказываниями. Словарь состоит из СУЩ. и бесприставочных ГЛАГ., ПРИЛ. : большой, маленький, хороший, плохой. Преобладание пассивного словаря над активным.

Мышление: недостаточность развития всех мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.). Большие трудности с использованием наглядно-образного словесно-логического мышления. Положительные сдвиги при оречевлении действий и результатов.

Особенности развития личностной и эмоциональной сфер: наличие затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющихся во взаимодействии с социумом и с самим собой. Выраженной отставание в развитии эмоций, крайний характер проявления радости, огорчения. Трудности в формировании правильного поведения. Интеллектуальная недостаточность затрудняет адекватно оценивать ситуации, стереотипность реакции не соответствует создавшейся обстановке.

Особенности деятельности: выполняя задание не намечают общего плана реализации, упрощают задачу, некритич6ность к получаемым результатам. Выраженной запаздывания всех видов деятельности. к концу дошкольного возраста изобразительная деятельность на уровне простых каракуль и переходит к предметным рисункам. Из-за не дифференциации зрительного восприятия, низкого уровня мышления и памяти, несовершенства двигательной сферы дети рисуют людей «головоногов». Высоко оценивают свои рисунки, с удовольствием демонстрируют их окружающим. К концу дошкольного возраста не формируется готовность к школе – система мотивационно-волевых, познавательных и социальных предпосылок. Мало интересуется поступлением в школу. Часто переходят из общеобразовательной школы в школу 8 вида, где возникли стойкие неудачи в учебе. Для повышения мотивации труда значима его общественная оценка. Сознание общественной значимости положительно влияет на эффективность действий, появляется потребность в помощи взрослых.

Дети с ЗПР

Внимание: нарушение целенаправленного внимания, неумение сосредоточиться на учебном задании. Ребенок работает 5 – 15 мин., потом 3-7 мин. отдыхает, выпадает из деятельности. Сниженная концентрация, объем и избирательность внимания, повышенная отвлекаемость. По отношению к детям, у которых нарушение внимания осложнено повышенной двигательной и речевой активностью применяют термин «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Ощущение и восприятие: фрагментарность знания об окружающем мире. Затруднение в узнавании контурных и схематичных изображений, особенно перечеркнутых и наложенных. Страдает целостность восприятия. Трудно вычленить элемент из объекта, достроить образ по части. Замедленность процесса переработки информации. Нарушено восприятие как деятельность: ограниченный объем анализа, преобладание анализа над синтезом, смешение существенных и несущественных признаков, редкое использование обобщающих понятий. Ориентировка в пространстве: затруднения в право- и левоориентации, расположении фигуры на листе бумаге, диспропорциональность изображений, отрицательно сказывается на чтении, на формировании графических навыков письма.

Память: недостатки в развитии не произвольной памяти. Нарушение произвольной памяти. Неумение применять способов запоминания, лучше запоминают наглядный неречевой материал. Детям нужно больше попыток для заучивания. Сниженный объем запоминания. Нарушение порядка воспроизведения, сниженная помехоустойчивость.

Мышление: отсутствует готовность к интеллектуальному усилию. Несформированность операций обобщения. Нарушение формирования словесно-логического мышления. Бедность понятийного словаря, неумение понять взаимоотношения явлений. Не владеют интеллектуальными операциями.

Речь: трудности в дифференциации звуков. Бедность словарного запаса. Нарушения звукопроизношения, несформированность лексико-грамматического строя речи. Нарушение чтения и письма переходят в стойкие дисграфию и дислексию. Несформированы графические навыки из-за нарушения координации движений и ручной моторики, «формирование алгоритма движений». Нарушены предпосылки развития письменной речи: недоразвитие пальцевого праксиса, недостатки устной речи; недостатки фонематического восприятия, проблемы в зрительно-моторной и слухо-моторной координации; несформированность навыка звуко-буквенного анализа.

Особенности развития личности: повышенная моторная активность, высокая отвлекаемость, низкая выносливость. Нарушение настроения. Трудности в организации своего поведения и деятельности. эти дети имеют тягу к контакту с младшими детьми, которые лучше их принимают. Страх перед детским коллективом, они его избегают. У детей с ЗПР есть несколько способов разрешения конфликтов: агрессия, бегство, регрессии (возврат на более низкий уровень развития, отрицание трудностей, неадекватная оценка реальной ситуации. Не владеют адекватными формами сотрудничества. Их нужно обучать умению общаться, снижать агрессию в поведении, снятие обособленности, накопление опыта положительных взаимодействий.

Дети с нарушением слуха

Внимание: восприятие словесной речи по средствам считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека. Ежесекундная фиксация мимики лица и положения губ ведет к утомлению и устойчивости внимания. Продуктивность внимания зависит от качеств воспринимаемого материала, необходимо использовать средства наглядности. Для привлечения непроизвольного внимания – яркая картинка, для развития произвольного внимания – схемы, таблицы.

Зрительное восприятие. У детей трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений. Не узнают предметы, если он частично закрыт. При использовании тактильной речи необходимо восприятие мимики и жестов, изменения положений пальцев руки, движений губ, лица и головы. Поэтому необходимо раннее развитие восприятие вместе с обучением речи.

Кожная чувствительность: для овладения устной речью необходимо развитие вибрационной чувствительности. Вибрации улавливаются ребенком при прикладывании к ним говорящего, при поднесении ладони ко рту. Так дети воспринимают темп и ритм речи, ударение, осуществляют контроль за собственным произношением.

Осязание: отмечается значительное отставание, особенно в развитии сложных видов осязания (объемных предметов и контурных изображений). Наблюдается неравномерное развитие осязания – асинхрония – недоразвитие двигательной чувствительности осязания при высоком уровне развития зрительной и вибрационной чувствительности.

Речь 4 психологических условия, определяющие формирование речи у глухих детей:

Первичным является зрительный образ слова подкрепляемый двигательными ощущениями.

Другой порядок анализа речевого материала. У глухих начинается знакомство со словом с его зрительного восприятия.

Другие типы грамматических преобразований – иная сенсорная основа овладения речью. Образ слова воспринимается зрительно, и его преобразования «чисто внешние»

Неблагоприятные условия для формирования речедвигательных навыков. Дети не различают части речи. Трудности в овладении МЕСТ. и предлогов, в использовании суффиксов и окончаний. Ошибки связаны с особенностями сенсорного опыта глухих и развитием мышления, т. к. овладевают несколькими видами речи (словесная, тактильная, жестовая)

Мышление Т. В. Розанова выделяет условия развития словесно-логического мышления:

1. формирование речи как средства мыслительной деятельности на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне

2. обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность явлений

3. развитие всех мыслительных процессов

4. овладение началами логической грамоты – усвоение принципов классификаций, построение дедуктивных и индуктивных умозаключений, установление логических связей.

Дети с нарушениями речи

Ощущение и восприятие Нарушение фонематического восприятия отмечается у всех детей с нарушениями речи. Зрительное восприятие отстает от нормы, характеризуется несформированностью целостного образа предмета. Оптико-пространственный гнозис находится на значительно низком уровне, чем у детей с нормой. Низкий уровень развития буквенного гнозиса, они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы наложенные друг на друга, трудности в сравнении букв сходных графически, называние букв данных в беспорядке. К школьному возрасте дети оказываются не готовыми к овладению письмом. Стойкое нарушение пространственных отношений, трудности в ориентировки в собственном теле. Исследование лицевого гнозиса показывают зависимость между выраженностью лицевого гнозиса и тяжестью звукового произношения.

Внимание характеризуется неустойчивостью, низким уровнем показателей произвольного внимания, трудности в планировании своих действий. У детей с ОНР (общее недоразвитие речи) ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы. Все виды контроля за деятельностью (упреждающей, текущей, последующей) являются несформированными.

Память при исследовании запоминания методикой «10 слов» обнаружено, что дети медленно ориентируются в условиях задачи. Результаты низкие. Допущенные ошибки воспроизведения дети не замечают и не исправляют. Отсроченное воспроизведение, низкое у всез детей. Дети забывают сложные инструкции, опускают их элементы, меняют последовательность их заданий. У детей имеются сохранные возможности смыслового логического запоминания.

Мышление и воображение Обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах, функциях предметов действительности. Трудности в усвоении причинно-следственных связей. Нарушение самореализации обусловлено недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Проявляются в психофизической расторможенности или в заторможенности и отсутствии интереса к заданию. Отстают в развитии наглядно-образного мышления. Без специального обучения овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего и умозаключением по аналогии. Для них характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения.

Речь и общение наблюдается снижение в потребности общения, не сформированность форм коммуникации.

Особенности поведения не заинтересованность в контакте, не умение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Среди «неприятных и изолированных» оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами. Находятся в состоянии неуспеха во всех видах деятельности. их попытки общения со сверстниками нередко приводят к вспышкам агрессивности. Слабая ориентация дошкольников на сверстников в ходе совместной деятельности. низкий уровень сформированности коммуникативных умений и навыков сотрудничества. У них несформирована культура общение: фамильярны со взрослыми, отсутствует чувство дистанции, интонации, крикливы, резкие, назойливы в своих требованиях. Дети замыкаются в себе, редко обращаются к старшим, избегают контакта с ними. Комплекс нарушений речевого и когнитивного развития детей приводит к их изоляции в коллективе сверстников. Требуется специальная работа по развитию и коррекции всех компонентов речевой, коммуникативной и познавательной деятельности, в целях эффективности адаптации в социуме.

Особенности развития личности, эмоционально-волевой сферы в результате исследований по методике Люшера «Цветовых выборов» выявили, что дети свойственны к пассивности и к спонтанному поведению. Выделяется 3 варианта эмоциональных отношений заикающихся к своему дефекту по С. С. Липидевскому: безразличное, умеренно-сдержанное, безнадежно-отчаянное.

3 варианта волевых усилий по борьбе с ним: их отсутствие, их наличие, перерастание в нявязчивые действия и состояния.

В. И. Селиверстов выделяет степени фиксированности детей на дефекте:

1. нулевая степень фиксированности

2. умеренная степень компенсирует степень речевого общения с помощью уловок

3. выраженная степень – дети постоянно фиксированы на недостатке, характерен уход в болезнь, самоуничтожение, навязчивые мысли, выраженный страх пред речью. Расстройства эмоционально-волевой и личностной сфер ухудшают работоспособность детей, приводит к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации. Необходима дифференцированная профилактика и психокоррекция особенностей личностно-эмоционального развития.

Особенности деятельности Игровая - нарушение общей и речевой моторики. Вызывает быстрое утомление ребенка в игре и могут переключаться с одного вида деятельности на др. Иногда наблюдаются случаи, когда заикающиеся дети проявляют фантазию, не критичны к своему поведению.

Изобразительная – узость тематики рисунка (алалики) и многократное повторение темы, отсутствие способов изображений и явлений, бедность приемов лепки и конструирования, не умение овладеть ножницами. Снижена критическое отношение к чужой и к своей работе. Изменение привычных условий приводит к неустойчивости деятельности, рассеиванию внимания. Для заикающегося характерны неустойчивость деятельности, слабость переключения, пониженный самоконтроль. Предпочитают заучивать, а не осмысливать прочитанное.

Таблица составлена по учебному пособию: Основы специальной психологии: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др. ; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М., 2003