Конспект занятия по ффн. Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Морское путешествие

Конспект занятия по ффн. Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Морское путешествие
Конспект занятия по ффн. Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Морское путешествие

Тема. Звук Ч

Цель: закрепление правильного произношения звука Ч. Анализ и синтез односложных слов типа "кот" (повторение) и двусложных слов типа "ручка". Составление предложений с разделительным союзом "или". Чтение слогов и односложных слов,

Оборудование: предметные картинки на Ч, карточки-схемы слов, тетради, ручки.

1. Организационный этап.

Садятся на свои места дети, которых логопед назовет ласковыми именами: Сенечка, Леночка, Санечка, Томочка, Людочка, затем садятся все остальные.

Детям раздаются картинки, на которых изображены различные предметы (чайник, ключ, мяч, кирпич и т. д). Они четко проговаривают слова, выделяют звук, который встречается во всех этих словах, определяют его позицию.

2. Воспроизведение слоговых рядов:

а) ач - уч - ач - ыч яч - еч - ич - юч уч - оч - ач -ыч юч - яч -ич - еч ыч -оч -уч - ач яч -юч -ич -еч

б) - Произнесите столько раз слог АЧ, сколько услышите хлопков.

3. а) - Прослушайте слова и назовите те из них, которые обозначают:

родственные отношения (дочь, дочка, внучка);

профессии (врач, учитель, почтальон);

растения (ячмень, гречиха, черника);

птиц (рябчик, грач);

б) - какие новые слова образовал звук У? у дача дочка

в) детям раздаются картинки. Задание: измените слова так, чтобы слышался звук Ч:

река - (речка) рука - (ручка) лиса - (лисичка) паук - (паучок)

г) запишите отгадки в клетках схемы:

Течет, течет, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Речка)

Упадет - подскочит,

Ударишь - не плачет.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в реке.

д) - правильно произнесите чистоговорку:

Чу-чу-чу - чу-чу-чу -я сейчас зажгу свечу,

Ча-ча-ча - ча-ча-ча -Торит яркая свеча.

Чи-чи-чи - чи-чи-чи -Сели мы вокруг свечи,

Че-че-че - че-че-че -Почитаем при свече!

Ча-ча-ча - ча-ча-ча -Догорела вся свеча.

4. Игра -"Веселая викторина".

На циферблате нарисованы картинки: бочка, удочка, чулочки, кот, мак, лампочка, веточка, ручка.

Логопед предлагает рассмотреть картинки и назвать слова, состоящие из трех слогов. Оставшиеся слова (кот, мак, бочка, ручка) используют для звуко-слого-вого анализа. Далее детям раздаются карточки со слогами. Они читают их, добавляют буквы, чтобы получились слова (ма-к, ко-т, ра-ма и т. д).

5. Игра "Расскажи, что ты хочешь делать?"

На столе у детей лежат конверты с предметными картинками (книга, качели, чемодан, карандаш, печенье). Дети должны самостоятельно придумать действия, которые можно выполнить с этими предметами (в названии действий обязательно должен быть звук Ч) и рассказать, что они хотят делать. Например: "я хочу читать книгу; качаться на качелях; чинить чемодан; точить черный карандаш; печь печенье".

Затем организуется диалог, когда дети, обращаясь друг к другу, задают вопросы типа: "Ты хочешь читать книгу или качаться на качелях?", "Ты хочешь чинить чемодан или точить черный карандаш?"

6. Итог занятия.

Дети рассказывают, чем они занимались на занятии, какие виды работ им больше всего понравились, затем четко произносят звук, который изучали на занятии. В заключение каждый ребенок выбирает себе предмет, который он называет с уменьшительным значением. Обязательным является наличие в слове звука Ч: (платочек, кувшинчик, тетрадочка, шкафчик, шкату-лочка).

Дифференцированная оценка работы детей.

Оксана Коновалова
Конспект группового занятия по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей

Тема : «Место звука в слове» . «В гости к нам пришёл Мишка»

Цель : формирование фонематического слуха и восприятия у детей на занятии по закреплению звука [ш];

Задачи : Образовательно-коррекционные :

1) закрепить слуховой и моторный образ звука [ш];

2)уточнить позицию звука [ш] в слове (начала, середина, конец) ;

3)автоматизировать [ш] в слогах и словах.

Воспитательные : 1) воспитывать желание говорить правильно и красиво;

2)воспитывать умение слушать речь другого;

3) воспитывать у детей активность на занятии .

Оборудование : посылка, конверт с письмом, игрушки : мишка мягкий; игрушки на звук [ш]: машинка, петушок, груша, ракушка, мышка, шишка, шарик, лягушка, карандаш, кошка; картинки для артикуляционной гимнастики, волшебный мешочек.

Ход занятия Коррекционная задача Общеразвивающие задачи по ФГОС ДО

1. Орг момент.

Ребята, давайте начнём нашу встречу с добрых слов. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра.

Ой, кто-то стучит в дверь. Давайте посмотрим (посылка появляется) .

Посмотрите, нам пришла посылка, а что там?

Ребята, смотрите вот и письмо. Открываем письмо, читаем, что написано.

Ребята в письме загадка. Слушаем.

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Кто это? (Медведь)

Правильно угадали, молодцы!

Ребята только настоящий медведь сейчас спит в берлоге. Это его любимая игрушка : плюшевый Мишка (Мишутка) .

Мишутка пришёл к нам в гости, хочет послушать, как вы хорошо произносите и слышите трудный звук? Какой?

-Слушайте : Мишка, плюшевый, мишутка.

Сегодня мы будем стараться хорошо произносить и слушать звук [ш].

А Мишутка нам будет помогать.

Чтобы правильно говорить, надо потренироваться!

Настроить детей на совместную работу

Развивать связную речь Настроить на положительное отношение к окружающему миру, на взаимодействие со сверстниками.

Развивать способность выражать свои мысли, грамотно строить речевое высказывание

2. Артикуляционная гимнастика

Смотрим на картинки. Делаем гимнастику для язычка. Накажем непослушный язычок

На губу язык клади,

«Пя-пя-пя» произнеси,

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается…

Ты под счёт её держи

До пяти…до десяти

На качелях я качаюсь :

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Язык широкий положи,

Его края приподними,

Получилась чашечка.

Подержи её немножко.

Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру Развивать способность контролировать и управлять своими движениями. Развивать воображение.

3. Артикуляция звука [ш].

Молодцы хорошо работали. А теперь назовите звук, который произносится вот так :

Губы округлены

Язык приподнимаем в форме чашечки

Струя идёт тёплая

Это звук [ш].

Давайте произнесём этот звук.

Укрепить дыхательную мускулатуру

Уточнить правильный артикуляционный образ звука. Формировать правильное речевое дыхание. Закреплять уверенность в себе

4. Правильно! Что вам этот звук напоминает? (шипение змеи, гусь шипит, сковорода жарится)

А Мишке что напоминает звук? В лесу осенью под ногами что у нас? (шуршание листвы) .

Развивать связную и диалогическую речь Закреплять уверенность в себе, положительное отношение к окружающему миру, развивать любознательность и интерес.

5. Игра «Поймай звук»

Ребята поиграем с Мишкой в игру, слушаем звук [ш].

Когда услышим звук [ш] хлопнем в ладоши и назовём это слово во множественном числе. Будьте внимательны!

Шум, дом, рот, шаг, кошка, лапки, машина, цветы, лапша, ноги

Мишке очень понравилось с вами играть.

Развивать слуховое внимание, расширять тематический словарь. Повышать активность, накапливать знания об окружающем мире. Развивать способность принимать собственные решения

6. Мишка приглашает на физминутку

Встаём все, делаем физминутку и повторяем за мной.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, (шагают)

Раз, два, раз, раз, два.

По камешкам, по камешкам, (прыгают)

По камешкам, по камешкам

В ямку бух! (сели)

Вышли из ямки (встали)

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке шагают наши ножки.

Совершенствовать координацию речи с движениями Развивать крупную моторику, двигательную активность детей . Повышать интерес к занятиям .

7. Молодцы. Хорошо отдохнули! Миша тоже наш отдохнул.

Миша хочет поиграть в игру «Волшебный мешочек» .

Смотрите Мишка принёс волшебный мешочек. Он хочет поиграть с нами.

Подходим ко мне, кладём руку в мешочек и достаём игрушку. Называем её правильно, выговариваем наш звук [ш].

(машинка, петушок, груша, ракушка, мышка, шишка, шарик, лягушка, карандаш, кошка).

Называем игрушки и берём их с собой за стол.

Развитие связной речи Закреплять уверенность в себе, положительное отношение к окружающему миру, развивать любознательность и интерес.

8. На доске появляется поезд.

Ребята посмотрите, что это? Поезд. Правильно

Сейчас мы поиграем в игру «Весёлый поезд» . Ваши игрушки мы будем усаживать в поезд. В голове поезда поедут те пассажиры, в названиях которых звук [ш] будет в начале слова; в конце - будут те пассажиры у которых наш звук будет в конце слова; а в середине поезда – где наш звук будет в середине.

Ребята подходит называем игрушку и усаживаем в вагон. А Мишка будет наблюдать за вами!

Формировать навыки фонематического анализа и синтеза . Закрепить зрительный образ буквы Содвигаем ребёнка к проявлению самостоятельности, положительному настрою к окружающему миру. Способствовать выделять звук в слове.

9. Развитие мелкой моторики

За то что, вы хорошо играли Миша вам принёс раскраски.

Ребята, давайте назовём что нарисовано на картинках, правильно произносим наш звук.

Давайте раскрасим наши картинки!

Развивать графо –моторные навыки, ориентировку в пространстве. Развивать мелкую моторику, самостоятельность, уверенность в собственных силах

10. Итог занятия !

Что нового узнали, что вам особенно запомнилось?

Наш Мишутка что-то хочет сказать. Он говорит, что в посылке что-то ещё есть. Смотрите! За то что вы хорошо работали, Мишка угощает вас витаминами Развивать связную и диалогическую речь Закреплять уверенность в себе, положительное отношение к окружающему миру, развивать любознательность и интерес к занятиям .

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» I. Вступление Тема моего выступления: «Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного.

«Метод наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи». Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество.

Игра "Угадай где звук" развивает фонематический слух, учит слышать звуки в слове, слоге. Игра "Украсим ёлочку" автоматизация и дифференциация.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет с ОНР «8 марта мамин день. Женские профессии» Цель: Дать детям представление,.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет с ОНР «Мамин праздник. Профессии» Конспект группового логопедического занятия для детей 4-5 лет с ОНР. Тема занятия:Мамин праздник. Профессии. Цель занятия:Формирование.

Конспект группового логопедического занятия для детей 4–5 лет «Профессия - почтальон» Конспект группового логопедического занятия для детей 4-5 лет с ОНР. Тема занятия: Профессии. Почтальон. Цель занятия: Формирование представлений.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей логопедической группы Тема: Развитие слухового внимания и восприятия на не речевых звуках. Задачи: Коррекционно-образовательная: формировать слуховое внимание.

Тема: В поисках золотого ключика. Программное содержание: закрепить знание детей о звуках; дифференцировать гласные и согласные звуки. Выполнять.

Консультация для родителей (законных представителей) «Причины недоразвития речи у детей с нарушением зрения» Речь ребенка с нарушениями зрения имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона.

Самоанализ интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи Самоанализ интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:

Дата публикации: 12.12.15

Цель: Закрепить правильное произношение звука л в словах и предложениях.

Задачи:

1. Образовательные:

Закрепление навыка правильного произношения звука л в словах и

Предложениях;

Обогащение и активизация словаря детей;

Упражнять детей в пространственных отношениях.

2. Развивающие:

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, умение определять позицию звука в слове, умение делить слова на слоги;

Развитие связной речи;

Развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, наглядно – действенного мышления;

Развитие мелкой моторики рук.

3. Воспитательные:

Воспитывать сознательность, дисциплинированность, усидчивость, активность.

Умение слушать товарища, соблюдать в беседе очередность.

Оборудование:

Дидактический материал:

Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением комнаты, стеллажа с предметами; схемы, для пересказывания рассказа;

Раздаточный материал: карточки с заданиями

Игрушки: колобок, заяц.

Речевой материал: стихотворения, скороговорки.

^ Ход занятия

Использованы декорации лесной поляны.

Дети входят в муз зал, приветствуют всех гостей.

Дети.Здравствуйте!

Логопед. День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое,

Мы отправимся сейчас.
Логопед. Вносит из- за домика игрушку- колобка.

Прикатиллся колллобок,

Кругллый, глладкий его бок.

В гости нас он пригллашает,

Удивить всех обещает.

Ребята, какой звук в это стихотворении я выделяла больше, чем другие?

Дети. Звук л.

Логопед. Правильно, звук л. Сегодня мы вместе с коллобком повторим звук л. Давайте все вмести произнесём звук л.

Дети. Л- л- л

Логопед. Как правильно произносится звук л.

Дети. Губы в легкой улыбке, зубы видны, разомкнуты,

Кончик языка упирается в верхние зубы

Логопед. Правильно, молодцы.

Катится колобок к своему домику, дети идут вслед за ним.

Логопед. Чтобы всё о звуках знать,

Я прошу мне помогать.

В комнату мою пройдите,

И предметы назовите.
Дети садятся за столы, на доске изображение комнаты.

Логопед. Ребята, найдите в комнате предметы, в названиях которых есть звук л и назовите их.

Дети перечисляют предметы: пол, потолок, гладиолусы, стол, стул, лампа, полка, клубок, лукошко, платье, елка, вешалка, велосипед, яблоки, пиала, лопатка, кукла, юла, лошадка – качалка, седло.

Логопед. Молодцы! Справились с заданием.

Вот ребята посмотрите,

Здесь стеллаж стоит в углу.

Что лежит здесь – назовите,

Ну, а я вам помогу.
- Катя, назови, что находится на верхней полке?

Логопед. Правильно, на верхней полке лежит юла, кукла, лопата, блокнот.

А кто скажет, что лишнее на полке?

Блокнот.

Логопед. Почему?

Юла, кукла, лопатка - это игрушки, а блокнот относится к школьным принадлежностям

Алёша, что находится на нижней полке?

На нижней полке лежит булка, колбаса, молоко, бокал.

Логопед. А кто скажет, что лишнее на этой полке?

Толя, что находится на второй полке?

На второй полке лежит яблоко, свекла, лук, баклажан.

Яблоко.

Логопед. Почему? (Ответы детей)

Катя, назови, что находится на третей полке?(Вилка, ложка, молоток, половник.)

Логопед. Правильно. А кто скажет, что лишнее на этой полке?

Молоток.

Логопед. Почему? (Ответы детей)

Что находится между яблоком и луком?

Дети. Между яблоком и луком лежит свекла.

Логопед.

Что находится слева от куклы и над яблоком?

Дети. Слева от куклы и над яблоком лежит юла.

Логопед.

Что находится под луком и справа от ложки?

Дети. Под луком и справа от ложки лежит молоток.

Логопед.

Что находится между булкой и молоком?

Дети. Между булкой и молоком лежит колбаса.

Логопед.

Что находится под половником и справа от молока?

Дети. Под половником и справа от молока стоит бокал.

Логопед.

Что находится между куклой и блокнотом?

Дети. Между куклой и блокнотом лежит лопатка.

Логопед. Молодцы, ребята! Справились с этим заданием.

Есть ещё игра такая,

« Назови - наоборот »

Колобок вам начинает,

А кто слово подберёт.

Подбор антонимов

Логопед. Волшебник бывает добрый, а бывает…

Дети. Злой. Волшебник бывает добрый, а бывает злой.

Логопед. Волк бывает сытый, а бывает…

Дети. Голодный. Волк бывает сытый, а бывает голодный.

Логопед. Лошадь бывает черная, а бывает…

Дети. Белая. Лошадь бывает черная, а бывает белая.

Логопед. Бокал бывает пустой, а бывает…

Дети. Полный. Бокал бывает пустой, а бывает полный.

Логопед. Волосы бывают темные, а бывают…

Дети. Светлые. Волосы бывают темные, а бывают светлые.

Логопед. Человек бывают пожилой, а бывает…

Дети. Молодой. Человек бывают пожилой, а бывает молодой.

Логопед. Яблоко бывают зелёное, а бывает…

Дети. Желтое. Яблоко бывают зелёное, а бывает желтое.

Логопед. Клоун бывают грустный, а бывает…

Дети. Веселый. Клоун бывают грустный, а бывает веселый.

Логопед. Молоко бывают горячее, а бывает…

Дети. Холодное. Молоко бывают горячее, а бывает холодное.

Логопед следит за речью детей.

Молодцы, ребята, правильно и быстро ответили на все вопросы.

Логопед. А теперь, куда ты нас поведёшь?

Логопед. Клоун в гости нас зовет,

В лабиринт нас поведёт.

Верный ход себе найди,

И предметы собери.

Раздаю детям схемы лабиринта и предлагаю карандашом прочертить путь клоуна к болонке.

Что вы собрали по дороге, расскажите?

Дети. Клоун нашёл скакалку…(колпак, балалайку, флажок, глобус, факел, скакалку, хлопушку, лупу, голубя, улыбку, колбасу, метлу)
Логопед. Спасибо. Помогли всё собрать клоуну.

Дети выходят из – за стола и идут вслед за колобком.
Логопед. А теперь я вас ребята,

В гости поведу к зайчатам. (Под ёлкой сидят зайчата и держат в лапах

Листы с заданиями)

Вот проказники какие,

Все фигурки поделили.

Мы же соберём картинку

Найдём каждой половинку.
Логопед. Скажите, половинки каких предметов спрятали зайцы?

Дети. Половинку луны, половинку яблока (лампочка, ёлка, лупа, лопатка, бутылка, яблоко, луна, лук, бокал, юла, лавка)
Логопед. Ребята, пойдёмте с Колобком дальше гулять по лесу
Ой, ой, ой я на что - то накатился и наколол себе бок (достаёт из под ноги

Массажный шарик)

Это что за ёжики на тропинки лежат? Вы не знаете? А что с ними делают?

Ложем ёжик на ладошку,

И помнём его немножко.

Дети выполняют массаж рук и пальцев, проговаривают попеременно чистоговорки.
Ла – ла – ла - вот юла.

Лу – лу – лу – подарили мне юлу.
Лола долго лопотала,

Лопотать она устала.

Уложили Лолу спать.

Хватит Лола лопотать.
Слава молотком стучал,

Гвозди в стену забивал.

Молодцы, ребята все постарались правильно произнести звук Л.

Логопед. Вот смотрите в чистом поле,

На дороге стоит поезд.

Приключилась здесь беда,

Пассажиры все смешались,

Разбежались кто – куда.

Нам помочь им нужно срочно,

Посадить в вагоны точно.

Может же беда случиться,

Волк наступит на клопа

Что же будет с ним тогда?
В первом вагоне поедут животные, птицы, насекомые которые начинаются со звука Л, со звуком Л в середине слова – в средний вагончик, со звуком Л в конце слова – в последний вагон.

Дети поочередно выходят и расставляют картинки по вагонам.

Картинки с изображением: осел, ласточка, блоха, белка, пчела, дятел, слон, галка, волк, лось, клоп, голубь, лошадь.

Помогаю детям, если затрудняются. Прошу повторить несколько раз. Молодцы!

Логопед. Ну, а в этом вот составе,

Слова делим по составу.

Ты картинки собери,

И на слоги подели.
Прибыл грузовой поезд, загружаем багаж

Сколько в нем составов? (четыре)

В первом вагоне поедут предметы, в названии которых один слог, во втором – 2 слога, а третьем – три …..

Логопед. На весёлой, на лужайке,

Весел бежит река.

Ну, ребятушки вставайте,

Разомнёмся быстренько. (поплаваем на лодочки)

Сели в лодку и поплыли

Весла в руки взяли

Спинку прямо, руки шире,

Чтобы не устали.

Логопед.

Цепочку слов волшебную,

Ты в звенья собирай.

И буквою последнею

Ты слова подбирай.
Дети собирают цепочку слов по последним звукам слов – картинок…
Логопед.

Нам Волшебник шлёт письмо,

Все запутано оно.

Вы должны здесь все исправить,

Правильно слова поставить.
Зачитываю детям неверное предложение, ребёнок на слух старается исправить ошибку.

На луне небо.

Мама сделала свеклу из салата.

Холодильник в колбасе.

На платке голова.

Калач съел Славу.

Яблоко выжало сок из Милы.

Волны плывут по лодке. Молодцы!

Логопед.

Вот у нас лежат картинки

Ничего в них не пойму.

Стрелочки здесь как паутинки

Кто к кому, и что к чему.

Опираясь на картинки, пересказывает текст.

« Салат », « Клавина кукла », « Мила в гостях ».
Логопед.

Очень долго я катился,

И немного притомился.

Вы порадуйте мне душу,

Дайте мне стихи послушать.
Чтение стихов
Логопед.

Посмотрите здесь ребятки

Вашим пальцам физ. зарядка.

Спички эти вы возьмите,

Примененье им найдите.
Из предложенных картинок, выберите предмет, в названии которого есть твёрдый звук Л.

Логопед. Ну вот, Колобок, наше занятие подошло к концу, понравилось тебе и что мы скажем о наших ребятах.

Молодцы у нас ребята.

Ловкие, умелые.

Дружные, весёлые, быстрые и смелые.

И я тоже научился вместе с вами произносить звук Л.

За это я вам даю сладкие и круглые колобки.
Дети. Спасибо, колобок. До свидания

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

  • сравнение, различение и правильное произношение звуков "р"-"л" на материале слов;
  • понимание предложно-падежных конструкций;
  • употребление слов-антонимов;
  • звуковой анализ и синтез двусложных и трехсложных слов с опорой на звукослоговую схему слов;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие пространственной ориентации;
  • воспитание настойчивости.

Оборудование: компьютеры с обучающей игрой “Азбука”, мольберт с картой путешествия (рисунок 1), кораблик из плотной бумаги, магниты, дидактическая игра “Собери цветы”, коробочка-ларец с конфетами, игрушка Врунгель, индивидуальные зеркала, карточки с изображением букв Р и Л, наборы для составления звуко-слоговых схем.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Л.: Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал известный капитан Врунгель. Он хочет позвать нас в опасное путешествие. Дело в том, что в кратере вулкана пираты спрятали сокровища и капитану Врунгелю необходимо на своем корабле добраться к сокровищам. Но ему нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе с капитаном?

Л.: Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. (Кораблик крепится у истока р. Гимнастики (рисунок 2).

Л. Итак, первое испытание: артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

II. Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

III. Введение в тему. (Кораблик у Протока Звуков).

Л: Какой звук вы чаще всего слышите в произносимых предложениях?

Лопата копала, копала, копала. Потом улеглась видно очень устала.

Л.: На горе Арарат зреет красный виноград.

а) характеристика звуков;
б) нахождение сходства;
в) нахождение различий.

Л.: Сегодня мы будем учиться различать звуки Р и Л.

IV. Основная часть. (По мере выполнения детьми заданий, корабль продвигается по карте)

Л.: Итак мы у озера Перемен.

1. Игра “Измени слово”.

Л: Я буду говорить слово со звуком Л, а вы назовите слово, заменив “Л” на “ Р”.

Лак-рак бал- дал- мил- пил- стал-

Л.: Ребята, сейчас мы выйдем на Равнину Цветов.

2. Игра “Собери цветы”.

Группа делится на две команды. Одна собирает цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук Л, другая- цветок с лепестками -картинками, в названии которых имеется звук Р.

Л.: Молодцы, вы успешно успешно справились с этим заданием и мы можем плыть дальше.

Л.: Ребята, а сейчас мы входим в очень сложный Пролив Неприятелей.

3. Закончить предложение и назвать слова-неприятели.

Пушинка легкая, а камень- (тяжелый)

Зимой погода холодная, а летом - … (жаркая)

Горчица горькая, а сахар - … (сладкий)

Суп горячий, а компот - … (холодный)

Лев смелый, а заяц - …(трусливый)

Внук молодой, а дедушка - ...(старый)

4. Остров Физминутки

Игра “Умей найти свое место” (закрепление предложно-падежных конструкций)

Логопед предлагает детям быстро встать друг за другом. Затем просит каждого ребенка уточнить свое место по отношению к соседям. При этом логопед использует слова за, перед,между. Затем логопед просит перестроиться и ответить каждому ребенку на вопрос: “За кем ты стоишь?” (перед кем?)

5. Залив Азбуки. Компьютерная развивающая игра "Азбука".

Логопед просит детей подойти к компьютерам. На экранах изображены 4 предмета, справа на экране изображение буквы. Задача: указать рамкой предмет на заданную букву. (в данном занятии используются буквы Л и Р и соответствующие картинки)

6. Пещера Сокровищ

Л: Ребята, последнее испытание. Игра “Доскажи словечко”. Необходимо досказать словечко, а потом составить схемы к двум словам.

А возле этой елки бродили злые…(волки)

Среди жирных голубей

Прыгал тощий…(воробей)

Елочка, елка, колкая…(иголка)

Солнце светит очень- ярко бегемоту стало…(жарко)

Заг, давай играть в футбол

Забивай скорее…(гол)

Дедушку зовут Лука. У него болит …(рука)

Дети вместе составляют звуко-слоговые схемы слов “иголка” и “рука”, при этом анализируя количество слогов, последовательность звуков, их характеристики.

V. Итог.

Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к пещере с сокровищами. Давайте посмотрим, что спрятано в ларце.

(Дети раскрывают ларец, находят там конфеты.)

Врунгель благодарит детей за помощь. Дети, попрощавшись, уходят в группу, чтобы угостить своих товарищей.

с.п. ГБОУ СОШ п. Масленниково

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего проявляется в заменах одного звука другим, например звука [С] на [Ш] (произносит сапка, вместо шапка) либо в смешении звуков, когда одно слово ребенок произносит то правильно, то неправильно (то шамолет, то самолет).

Но проблема не только в нарушении звукопроизношения, в дальнейшем нарушение фонематического слуха может привести к трудностям усвоения письма, и чтения. Эта же проблема относится к детям с ОНР.

Поэтому очень важно, прежде чем заниматься постановкой звуков, развивать и тренировать фонематический слух. На подготовительном этапе требуется развить у ребенка достаточный уровень слухового внимания, памяти, восприятия, представлений. Летний период - лучшее время для развития фонематического слуха. Занимайтесь с ребенком, чтобы осенью в логогруппу он пришел подготовленным, тогда работа по постановке и автоматизации звуков будет идти намного быстрее и эффективнее.

Предлагаю вам играть с детьми в следующие игры по развитию фонематический процессов:

«Угадай что звучит»

Цель: развитие слухового восприятия, памяти, представлений.

Начинаем с неречевых звуков. Возьмите любой предмет, который издает звук. Предложите ребенку закрыть глаза и угадать чем вы сейчас издаете звук, щелкаете ли ножницами, гремите кастрюлей, машите стопкой листов. Делайте это постоянно: во время готовки, уборки, купания ребенка. Это развивает слуховое внимание, формирует представления ребенка о звучании различных предметов.

В такую игру можно играть и с музыкальными инструментами (то, что может оказаться и у вас дома: бубны, погремушки, ложки, трещотки, колокольчики, свистки, гудки, звучащие/пищащие игрушки).
Также показывайте ребенку, как звучат предметы из различных материалов (стекло, пластик, дерево, металл).

«Жмурки»

Цель: развитие слухового внимания, различения направления звука.
Ребенок с закрытыми глазами пытается поймать участников игры. Участники звенят в колокольчик/хлопают в ладоши. Можно упростить задачу, и не позволять участникам передвигаться, а только стоять на месте и издавать звук.

«Постучим»

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, воспроизведение ритма.

Попробуйте сыграть в это с ребенком с ФФН и вы поймете, как ему это сложно. У детей с ФФНР неразвит навык восприятия и воспроизведения, различения ритма. А ведь в словах, в речи тоже есть свой ритмический рисунок. Отсюда «проглатывание» окончаний, неправильное произношение слов, замены слогов.

Задание: простучать любой ритм (стук. Пауза. Стук, стук), попросить ребенка повторить. Когда начнет хорошо получаться, задание усложняем - повторить ритм нужно уже с закрытыми глазами.

«Правильный банан»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, представлений.

От неречевых звуков переходим к речевым.

Развиваем у ребенка внимание к правильному произношению слов. Показываем ребенку какой-либо предмет/картинку и спрашиваем, правильно ли вы назвали слово. Слово нужно «исковеркать» и назвать неправильно: «Это баран? Это вабан? Это набан? Это ваван? Это банан!».
Можно произносить слово так, как характерно для ребенка. Обычно ребенок знает, что произносит слово неправильно и может различить верный вариант. Здесь главное знать, что малыш не обидится и не расстроится. Правильного варианта произношения от ребенка, у которого не поставлен звук, не требуем!

«Исправь меня»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, умения различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Читаем любые детские стихи. В одном из слов заменяем/пропускаем/добавляем лишнюю букву. Ребенок должен услышать ошибку. Например:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери..

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама... осы.

Аналогично:

«Съедобное - несъедобное»

Даем ребенку ряд слов, близких по звучанию. Ребенок повторяет только те, что обозначают съедобные предметы. Например:

Картошка. Ложка. Окрошка.

Апельсин. Блин. Мандарин.

Конфета. Котлета. Ракета.

«Саймон говорит»

Цель: различение голоса по силе, тембру, высоте.
Совершаем действие и озвучиваем его в повелительной форме. Ребенок должен за вами повторить действие только в том случае, если вы произнести его громко (или тихо, высоким голосом/низким, быстро/медленно).

Например: «Подними руку! Попрыгай! ПРИСЯДЬ!»

«Глухой телефон»


Помните эту старую игру еще из детства. Для детей с ФФНР она актуальна всегда. Прошепчите на ушко ребенку любое слово/словосочетание и попросите повторить. Такая форма игры заставляет ребенка максимально сосредотачивать слух. Начинать игру лучше вдвоем с ребенком и добиваться максимально точного повторения, а позже играть можно группой, чтобы повеселиться над необычными ответами. Кроме слов можно просить повторить ряды слогов, например СА-са-сы, ра-ру-ра и т.п. Внимание! Не давайте ребенку слоги и слова, со звуками, которые ребенок еще не произносит!

Игры из серии «запомни слова». Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, памяти.

«Попугайчики»

Предлагаем ребенку послушать цепочку слов и повторить их. Затем прибавляем еще одно слово к цепочке. Цель игры: запомнить как можно больше слов подряд. Ошибся - игра окончена. На первых этапах, возможно играть с опорой на картинки. Картинки после демонстрации закрываем. Но позже нужно исключать картинный материал и делать упор на слуховую память.

Пример: стол, зонт, суп. Стол, зонт, суп, нос. Стол, зонт, суп, нос, стул. И т.п.

Слова могут быть случайными или одной семантической группы (животные, фрукты, игрушки).

Не забываем об игровом сюжете. Запоминать можно покупки для магазина, шифры для шпионов. Можно запомнить ряд слов у мамы добежать в соседнюю комнату и повторить их папе, у него же получить новое слово и вернуться к маме. Фантазируйте.

Еще лучше играть в группе. Тогда каждый участник повторяет слово за предыдущим и называет свое новое слово. Так игра идет по кругу пока на ком-то не прервется. Начинаем заново.

Также можно повторить ряд слов, пропустив одно или заменив на другое. Ребенку нужно будет найти ошибку.

«Пары слов»

Теперь даем пару слов. Например: «собака - кость», «машина-колесо», «стул-сиденье». Затем называем одно слово из пары, ребенок должен вспомнить второе. Усложняем задание, увеличивая количество пар слов. Так же можно давать пары имеющие смысловую связь (суп-тарелка), либо без нее (карандаш-небо).

Игра «Поймай ошибку»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.
Взрослый произносит ряды слогов «та-та-да», «ка-ка-га» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

И еще - Учите стихи ! Возьмите в привычку заучивать с ребенком по одному стиху в неделю. Это так же могут быть считалки, песенки. Выбирайте веселые и смешные, так ребенку будет интересно их запомнить.
Только после такой подготовительной работы можно переходить к «продвинутым» заданиям и играм по формирования процессов фонематического анализа, синтеза на материале слов.
Все эти игры просты и не требуют особенного дополнительного оборудования. Играть можно во время поездки в машине, на прогулке, в очереди в поликлинике и т.п. Главное систематическое повторение, тогда обязательно появятся результаты. И не забывайте что это игры, а не учебные задания, ребенку должно быть интересно и весело. Покажите свою заинтересованность в процессе игры, и тогда вашему ребенку она никогда не надоест.